1. Историография Ка http://ru-egypt.com/library/bolshakov_predstavlenie_o_dvojnike
Существуют три основные трактовки Ка, к которым в большей или меньшей степени примыкают почти все исследователи. В середине прошлого века появилось несколько небольших работ, авторы которых впервые обратили внимание на термин kA. Все они представляют в настоящее время интерес лишь для истории науки, однако уже в 1878 г. была сформулирована концепция, до сих пор считающаяся одной из наиболее солидных. Автором её был Г. Масперо, высказавший свои основные положения на конгрессе востоковедов в Лионе. В 1879 г. П. Лепаж-Ренуф в своём докладе в Лондоне изложил точку зрения на проблему, сложив-шуюся независимо от Г. Масперо, но очень близкую к его мнению. Впоследствии Г. Масперо уточнял и развивал свою концепцию в работах 70-80-х годов. Она заключается в том, что Ка является точной копией человека, его двойником (double), вполне материальным, однако из субстанции 'менее плотной' (moins dence), чем он сам; воплощением Ка являются статуи. Г. Масперо был поддержан рядом египтологов и отстаивал своё мнение до конца жизни, о чём свидетельствует одна из последних eго статей.
Началом второго направления в изучении Ка послужила теория А. Эрмана. Он считал Ка некой жизненной силой (очевидно, нематериаль-ной), обладание которой отличает живое от неживого. Мнение это было высказано мимоходом, похоже, что А. Эрман не слишком интересовался проблемой.
Г. Штайндорф, выступая против Г. Масперо, дал ещё одно определение Ка. По Штайндорфу, Ка является гением - защитником человека (Genius, Schutzgeist), не имеющим отношения к гробничным статуям и изображениям. Однако эта аналогия с представлениями древних римлян выглядит как явная натяжка, а материалы, использованные исследователем, были гораздо менее значительными, чем у Г. Масперо, который подверг эту концепцию уничтожающей критике. Тем не менее она оказалась довольно живучей и имеет приверженцев и сейчас.
Фараон Древнего Египта | |||||||||
| |||||||||
Родословная | Дедушка - Скорпион II Бабушка - ? Отец - Ири-Хор Мать - ? Дети - Нармер | ||||||||
Захоронение | Умм-эль-кааб |
Ка (фараон)
Ка или Сехен — древнеегипетский раннединастический царь. Полное его имя Хор-Ка (Сехен) переводится, как «Двойник» или «Питание» (по Ю.Я.Перепёлкину) по зарубежным данным " Бык". Памятники с его именем найдены на царских кладбищах вАбидосе и в Таркхане. Надписи чернилами на цилиндрических вазах из его погребального комплекса записаны продукты налогообложения царским казначейством Верхнего и Нижнего Египта. эти надписи представляют свидетельствадля раннего разделения Египта на две половины в административных целях. В Умм-эль-Кааб находится его гробница под номером B7-B9.
При Ka начали развиваться первые государственные учреждения. Многочисленные глиняные сосуды, датируемые временем его правления, говорят о развитии торговли. Предположительно при Ка египтяне стали строить первые оросительные искусственные каналы.
Ка — центральное философское понятие в вымышленной вселенной Стивена Кинга «Тёмная Башня». Слово Высокого Слога, которое сложно перевести однозначно. Ка — нечто, подобное року западной философии и карме восточной, колесо судьбы, что превыше всего в мире — людей, богов и демонов. Понятие ка обычно для Гилеада, Срединного и Конечного миров, но в мирах, близких нашей реальности, его знают немногие.
«Ка — это то, что ты должен сделать, место, куда тебе нужно прийти», — говорит Роланд. Вообще, словами «Это — ка», он склонен объяснять все происходящее.
Отношение к ка двойственно. «Жадная, старая ка, как я тебя ненавижу!» — кричала возлюбленная Роланда Сюзан Дельгадо. Роланд идет по пути ка, что является, в общем-то и подвигом, и проклятием одновременно. Бороться с ка — дело безнадежное, но вызывающее восхищение
Ка-тет — группа людей (или других разумных существ), объединенных судьбой. Обычно стрелки называют так боевой отряд стрелков, подчиненный дину, главному, но ка-тет могут составить кто угодно. Члены одного ка-тета через некоторое время получают сверхъестественные способности, например, слышать мысли друг друга, их телепатические и боевые качества поднимаются на новую ступень. Чтобы составить ка-тет, его членам необходимо быть эмоционально привязанными друг к другу.
Старый ка-тет Роланда составляли он сам, Катберт Оллгуд, Ален Джонс, Десмонд и Джейми (по разным источникам). На некоторое время к ка-тету присоединилась Сюзан Дельгадо. К началу первой книги все члены ка-тета, кроме Роланда, мертвы.
Ка-тет Роланда, окончательно собравшийся к третьей книге, составляют он сам, Джейк, Эдди, Сюзанна и зверёк Ыш (в некоторых переводах — Чик). Позже к нему присоединяется отец Каллагэн.
Ка-май — шут, дурачок в ка-тете. Ка-май может вызывать раздражение, но иногда бывает бесценен в сложной ситуации.
В первом ка-тете Роланда роль ка-май выполнял Катберт, во втором — Эдди Дин.
Те-ка — дословно: друг-судьба. Это понятие упоминается только в «Сердцах в Атлантиде», где таким другом становится для мальчика Бобби Разрушитель Тед Бротиген.
Ка-шум — предчувствие развала ка-тета его участниками. Это чувство испытывали члены второго ка-тета Роланда перед атакой на Алгул Сьенто.
Кхеф — то, что даёт жизнь (например, вода), и сама жизнь, как свойство. Члены ка-тета делят кхеф, что следует трактовать как единую жизнь, прожитую разными индивидуумами.
- Ка-50 — российский боевой одноместный ударный вертолёт.
- Каа — удав, персонаж «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга, а также её многочисленных экранизаций (Маугли и др.).
Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом вдуалистичной борьбе Хора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.
Сет, Сутех (егип. Stẖ) | |||
---|---|---|---|
' Первоначально: защитник солнца-Ра от Апопа, владыка воинской доблести и смелости. После эпохи Нармера и особенно Птоломеевдемонизирован: покровитель далеких от Ниластран и чужеземцев, мирового зла, пустыни, сближён с Апопом, антагонист в дуализме Сета иОсириса-Хора. | |||
Мифология: | египетская | ||
Период жизни: | почитался сДодинастического периода | ||
Толкование имени: | Покровитель царской власти, его имя в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь») и в именах фараонов XIX династии. Позже иероглиф «зверь Сета» | ||
В иных культурах: | отождествлялся с финикийским Баалом | ||
Местность: | покровитель Верхнего Египта, северо-восточная Дельта Нила | ||
Отец: | Геб | ||
Мать: | Нут | ||
Брат: | Осирис | ||
Сестра: | Исида, Нефтида | ||
Супруга: | несколько включая:Нефтида, Таурт,угарито-финикийские Анат иАшторет | ||
Связанные персонажи: | Немти, Аш, Тешуб, Апоп,Тифон, Сатана, Сатурн,Баал, Яхве, Кали и Шива | ||
Связанные события: | День его рождения — третий предновогодний — считался в Египте несчастливым | ||
Атрибуты: | скипетр Уас и анх; стихия —пустыня, песчаные бури | ||
Характерные черты: | с головой похожей на осла или шакала («зверь Сета»); крокодил[2], гиппопотам[3], змея[4], гиппопотам в шкуре крокодила[5], чёрная свинья[6] |