Пятница, 26.04.2024, 03:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ЧАША ГРААЛЯ-ИНСАЙТ

Меню сайта 2
ПЕСНИ из ЧАШИ
МЕНЮ САЙТА 3
Приветствие
Меню сайта
рассылка
Подписаться на нашу рассылку
E-mail






e-mail рассылка от Marketion
поделиться
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [72]
Поиск
облако тэгов
Block title
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт Лотоса - Сайт Лотоса: системы развития человека, современная эзотерика. Несколько тысяч книг по теме. Журнал «Эзотера». Форумы, календарь событий, виртуальный тренинг. «Развитие Человека» - каталог ресурсов на сайте Лотоса. Множество проверенных ссылок по теме. ТОП-21

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Если Бог дает, надо еще уметь брать!
      Евгений Дмитриевич Дога.

                     " Если Бог дает, надо еще уметь брать!”

                      Евгений Дмитриевич Дога автор музыки ко  многим фильмам, их около двух сот. Перечислять долго. Но, фильм "Табор уходит в небо” и мультфильм "Мария Мирабелла” известен всем и любим всеми зрителями от мала до велика. Да и не только в нашей стране, но и за рубежом.  

    -   Над чем Вы работаете сейчас?
    -  Работа, это то состояние, которое должно присутствовать в человеке все время. Когда я слышу про отдых, это меня начинает нервировать. Если даже человек сидит на скамейке и спокойно смотрит вокруг, любуется окружающим миром, природой, панорамой города или еще чем-либо, то в голове его работают мозги. Человек пытается все эти впечатления превратить в личное свое достояние. Красивое небо и красивые пейзажи конвертируются в  хорошее самочувствие, что  создает, в свою очередь почву для новых идей, озарений. Человек идет домой, хочет сесть за рояль или рабочий стол и изложить все эти образы, превратить их в какие-то другие вещи. Происходит превращение одной субстанции в другую. Это естественный процесс. Что значит, человек отдыхает? Просто – ничего! Так как вот этой субстанции, которая бы подпитывала человека, нет, или той почвы, на которую могла бы лечь творческая субстанция, нет, то начинается другое наполнение. Пустоты в природе не бывает. Человек начинает заливать "свободное место” водкой, пивом, наркотиками. На мой взгляд, безделье очень опасно и чревато непредсказуемыми последствиями.

    -  Тогда ответьте, пожалуйста, какая тема будоражит ваше  творческоевоображение, допингует вашу фантазию к созданию очередного шедевра? 
    -  Сейчас я работаю над очень интересной темой. Складываю ее в форму либретто. Поскольку, либретто уже написанное для меня, не в полне меня устраивает. Не могу пока сказать, что это будет. Опера, балет. Может быть какое-то сценическое произведение. О Любви двух героев. Один из них гениальный поэт. А объект его Любви, его Муза, тоже поэтесса и не менее значимая. И это удивительный конфликт между двумя одинаковыми составляющими. Можно так построить сюжетную линию, что появятся очень сильные психологические ходы. По сути дела каждый из них мог бы стать ключом, ключевой фигурой. Но не может быть нотная строчка из одних ключей. Есть ключ, а дальше идет развитие. А тут – два ключа… как сложить эту драматургическую основу, чтобы она была и логичной и прошла через те законы драматургии, которые всегда являются доминантой. Я читаю сейчас много литературы на эту тему, философов, которые анализируют опыт человеческий. Начиная от древних Греков, вплоть до современности. Как они понимали все происходящее в сфере такой интимной лирики между их героями. Опять таки это зависит от той философской позиции, из которой они исходили. Меня больше, все-таки, устраивает  естественное и то земное, и я к этому приду. Это ближе к нашему пониманию. Я исключаю космическое происхождение всего. Если мы думаем, что мы изобрели для себя объект для Любви, влюбились и нас уносит к этому субъекту, то это все где-то на поверхности. А внутри это лежит гораздо глубже. Нужно просто проникнуть в эту тайну. Это утопическая идея и я буду исходить из нее. Хочу прочувствовать сам это состояние. Насколько оно правомочно. Состояние, которое питается из вселенской массы.

    -  Но и у Вас какая-то космическая теория образовалась. 
    -  Не мной открытая. Не я один думаю в этом направлении. Тысячи лет люди бились над этим вопросом и тысячи лет они оставались без ответа. Наивно было бы думать, что я разгадаю полностью эту загадку. И, слава Богу. Я думаю, что в этом вечность и в этом тайна Любви. Пока существует эта тайна, эта неразгаданность, до тех пор творчество будет нас носить к этим героям: "ОН” и "ОНА”. Вот эта философия меня занимает. Сейчас я хочу найти адекватные формы, кирпичики для этого здания, драматургического произведения.

    -  Появились ли какие-то музыкальные темы, которые, возможно будут проходить через все произведение?
    -  Кое-что я уже написал из музыкальных отрывков, но я не знаю, оставлю ли я их до конца. Пока я в поисках.   Проштудирую еще несколько томов на извечную тему. Все более понимаю, что оба героя правы, и что каждый из них абсолютно не прав. Я буду все это проходить, для того, чтобы подойти к собственной правде, к своему собственному видению. Я думаю, что это единственный выход. Все остальное уже сказано другими.

    -  "Только что-то написать, соберешься, что есть силы, сразу станешь вспоминать, у кого-то это было”? Это, извините, я цитирую себя. 
    -  Мир так просто построен. Говорят, что это банально. А ходить на двух ногах, это не банально? А кушать каждый день, это не банально? А влюбляться, это не банально? Когда я окончил две консерватории, я, лишь тогда понял, что я не буду писать музыку. И я действительно не писал два года.

    -  Как говорили мудрецы: - " во многих знаниях умножаются печали”?  
    -  Произошел информационный перехлест. Существует какая-то информационная
    достаточность. И то, чему меня учили, то, что я узнал, перестало меня интересовать. Это оказалось вовсе не то, к чему я предназначен. Я понял, что я должен делать что-то другое. А что я должен делать, я не знал. Нас воспитывали так, как это должно быть на опыте одного, другого, третьего, десятого, на примере поколений. Конкретно о человеке не идет речь. А как же быть тебе? Как ты должен и можешь видеть мир, это никого не интересует. До сих пор нет индивидуального подхода к формированию и воспитанию личности.
    Оставьте в покое ученика с этой математикой. Может этот квадратный корень никогда ему не пригодится?

    - Он о нем и не вспомнит никогда. А время, отведенное на восприятие не нужной
    информации, и труд, затраченный, чтобы запомнить то, что окажется не важно в дальнейшем, были потрачены. И в ущерб для самого главного.
    Да, он должен иметь какое-то понятие. Но, оставьте в покое того, у кого нет голоса и
    слуха. Пусть рисует на уроках пения и физики. Может это будущий великий художник? Зачем его унижать двойками? 

    -  Зачем провоцировать его на прогулы не интересного ему предмета?
     Он должен быть достойным. Гордиться, что он что-то умеет, умеет видеть мир, как
    ему дано. 

    По этому  Вы не могли писать так долго музыку? Потому, что Вас сковали этими канонами?
    Да. Сковали правилами, этими условностями, которыми я должен был обязательно
    руководствоваться. Вместо того, чтобы сказать просто: " Все, что мы вам давали, все, чему мы вас учили, было дано только для того, чтобы вы от всего этого высвободились. Чтобы ваша интуиция, ваше чутье, ваше миропонимание и миро воспроизведение было свободно. Если захотели, пойти вперед, чтобы могли идти, а не путались в цепях, которые вам навешали за эти десять лет в школе”. К великому сожалению этого не происходит. И те, кто сейчас учатся, будь то в среднем учебном заведении, будь то в вузах, они не готовы к самостоятельной жизни. Художник подобен первооткрывателю. Он идет "туда, не знаю куда” и он должен свой путь определить, расшифровать этот адрес своего место назначения.

    Евгений Дмитриевич, а Вам бы в педагогику, не думали об этом? Вы бы смогли расшевелить молодых, творческих людей, помня о том, чего не хватало Вам от Ваших педагогов в момент Вашего становления.

    Я пять лет преподавал. Это, в первую очередь занимает много времени. А самое
    главное, это отбирает энергию. Творчество, это энергетическая масса. Во что ты хочешь превратить эту энергетическую массу? Если ты хочешь внедрить ее в мозги вот этих начинающих, это одно. Эта энергетическая масса уже не перейдет у тебя в твои собственные произведения, те, которые должны были бы звучать. Люди, - это тоже произведение, они воспитываются на твоей энергетической массе. Но меня интересует другая форма превращения моей энергии. Я чувствую, что эта энерго масса мне дана, и я должен ее выложить. Если Бог дает, надо еще уметь брать. И у меня есть желание сочинять. У меня нет желания рисовать, я не умею это делать. У меня тяготение к другой форме выражения своего потенциала. Я одно время занимался теорией музыки, пока мне это было интересно. Я даже учебник написал на эту тему.

    А кто Ваш любимый кумир, авторитет среди мировых композиторов?

    Я не могу сказать. Многие, отвечая на подобный вопрос, начинают перечислять,
    известные всем имена: Бетховен, Чайковский, и не дай Бог, забыть кого-то. Мне нравилось слушать романтиков. Люблю Хачатуряна, Шестоковича, и играл их  концерты, партию виолончели. К ним подошел Стравинский, с его гениальными произведениями. Потом  меня стал интересовать "до классический” период. Классицизм. Сейчас, читая Менеску, я вижу, что он тоже отталкиваясь от романтиков, нашел классицизм, как  самый чистейший кристалл. Абсолютно прозрачный и высокоорганизованный.

    Часто ли Вы слушаете чужую музыку?
    Я больше устаю оттого, что слушаю музыку, чем когда, я ее пишу. Она же вампир.
    Она забирает огромную массу энергии.

    А я всегда думала, что дает. Почему же столько людей собирают концертные залы?
    Потому, что те, кто туда пришли не могут написать музыку сами?
     Да, сильная музыка выбивает из собственной орбиты. Так же и в космосе. Если
    Огромная комета пришла из глубин вселенной, неизвестно, чем закончится ее приближение к другой планете. Вследствие этого могут появиться цунами, землетрясения, трещины. Зачем вызывать эти аномалии в себе намеренно? По этому я думаю, что нужно не экономить себя, а беречь. Особенно если ты себя чувствуешь не очень крупного масштаба, нужно себя соразмерить.

    А, величиной какого масштаба себя чувствуете Вы?
    Я пока о своем масштабе и не думаю. Я чувствую себя учеником. А когда я перестану быть им тогда, наверное, пойму, что я уже кончился как художник. Надо складывать перья и заниматься чем-то другим.

    Известный кинорежиссер Василий Степанович Панин сказал мне, что у Вас с ним много
    совместных работ. Вы написали музыку к семи его фильмам. Как с ним работалось? И что, вообще такое, музыка к фильму?
    Я  написал  музыку более, чем к двумстам фильмам. С Паниным работалось интересно.
    Я его довольно легко понимал и он меня тоже.

    Что сначала идет, либретто, и пишется тема, или какие-то музыкальные отрывки
    подходят под сюжетную линию по своему характеру?
    - Что сначала, что потом это очень важно, но не это является определяющим. 

    А можете отказаться, сказать, что мне не нравится сценарий, я не буду писать. Было такое?
    Сколько угодно. Фильм – это синтетический жанр. И себя нужно видеть в этом
    синтезе. Это все равно, что смотреть на ковер и улавливать в узоре какие-то, лишь тебе уловимые формы, сочетания фигур и цветов. Если ты видишь это, то ты дополняешь ту прекрасную идею своим участием. По сути дела это так же, как в гамме. Все знают, что гамма состоит из семи звуков. Но, однажды кажется, что как раз одного звука и не хватает. И если ты привнесешь этот недостающий звук, тогда и получится полная гамма. Я в состоянии воплотить, восстановить эту гармонию. Нужно понять, насколько это тебе близко, на сколько сильно ты этого желаешь. Близко бывает не всегда. Бывают настолько отдаленные для тебя темы и настолько не постижимые задачи, что можно тут же сказать: " а, это не мое, я этого не знаю”. Когда мне первый раз пришлось столкнуться с цыганским миром, это оказалась страшно ответственная работа. Фильм " Табор уходит в небо”  - первая моя работа на "Мосфильме”. Мне нужно было сделать художественное произведение, на уровне Горького, или на уровне Лотяну, который уже проявил себя, как великий художник. Надо было выдержать этот экзамен на "Мосфильме”, где работали выдающиеся люди. Масса слагаемых, которые, прижали меня, таким образом, как пружину, что сообщили мне колоссальную динамику изнутри. И этой пружине надо было, оттолкнуть от себя такую же мощность. 

    -  Хорошие условия!!!
    И они вызывают к жизни массу дремлющих в тебе энергетических ресурсов. Они тоже
    хитрые, эти ресурсы. Они сидят в тебе спокойно, им очень хорошо там, внутри. А тут надо вырвать их из души, скорлупу, оберегающую их снять, панцирь какой-то раскрыть. И тогда они начинают  сверкать, звучать, издавать голоса. И это у меня случилось. Плюс масса казусов, которые поставили меня перед дилеммой " быть или не быть”. И появились такие удивительные результаты, которые сейчас, в обычной обстановке, я своими аналитическими мозгами вряд ли бы достиг. Тогда анализировать было некогда, и другого выхода просто не было. И времени не было. Надо было выстоять!

    Вот такую экстремальную ситуацию мы сами вызываем и зачастую сами ее создаем.              -          -И это хорошая предпосылка к тому, что не дай, Бог, что-то недосказать, не
    использовать, упустить. Мы стараемся максимально собрать все свои ресурсы, все формы, все свое энергетическое состояние направить на пользу дела. Чтобы воплотить в тот продукт, который от тебя ждут, в то, что ты сам хочешь из себя извлечь. Очень трудно удовлетворить себя и своего "заказчика”, соавтора. Режиссера, сценариста. Когда человек сам сидит за исполнением поставленной перед собой собственной задачей, это одно. А когда нужно, чтобы это вписывалось в актерскую игру, в драматическую ситуацию, которая отражена в сценарии. В форму режиссерской передачи…масса компонентов, которые нужно учесть, все они должны гармонично сочетаться. В этом особенность работы в кино. И в театре. В любом драматическом произведении, в котором подразумевается коллективное творчество. И главное здесь, кроме этих специфических особенностей еще и сроки. Кино – это календарь. Это часы, это секундомер. Не только то, что ты пишешь по секундам. Минута и двадцать три секунды и не больше. И не меньше.  Герой убегает от преследования,  или, целует героиню. Это сопровождается музыкальной темой погони, или темой Любви. Так задумано видеть эту сцену. В эту форму нужно выложить так эту идею, чтобы она выглядела законченной. Это все равно, что идешь, - поднял ногу и не поставил ее. Шага нет, остановка. Сколько можно висеть этой ноге? Странно? Но, реально. Так не должно быть. Все должно быть закончено. Очень сложно. Но мне это было очень интересно. Меня учили этому. Я прошел много хороших школ. Я доволен своими профессорами в консерватории по теории композиции. У меня были два блестящих профессора. Они просто надо мной издевались. В кавычках, естественно.

    Я понимаю. Они чувствовали Ваш потенциал и его из Вас вынимали?
    Три года меня держали на периоде. Это все равно, что держать на простых
    предложениях, состоящих, из подлежащего и сказуемого. Существует масса других форм, но  мне их не предоставляли. И в этом, оказалось, самая эффективная муштровка.  Потому, что все состоит из подлежащего и сказуемого. И если ты не умеешь с ними обращаться, ими пользоваться, понимать, что существуют в любой форме эти азы, тогда грош цена твоему творчеству. Теперь, работая самостоятельно, как композитор, я понимаю, на сколько это было ценно для меня. Вот анализ форм. Мы, студенты, сидели и стонали, ну, что там в этом анализе форм?! Это же потрясающий предмет! Всякую, любую мысль можно облачить формой. Если нет формы, тогда получается просто месиво какое-то. Если я смотрю на человека и вижу у него голову, руки, ноги, и т.д., я должен различать все детали этого образа. Потом уже я буду проникать в характеристику каждой детали. Для начала я вижу, что это сформированное и очень четко вычерченное телесное воплощение. Этому надо учиться. Чтобы строить свои конструкции надо знать законы построения, как это делают другие. Другой профессор учил полифонии, многоголосию. Нельзя себе представить мир солистом. Мы все время находимся в многоголосном мире. В разноцветном мире. И воспринимаем его даже в разных измерениях.
    И по этому я очень растерялся, когда окончил этот курс. Я так углубился в этот материал, что растерял себя. 

    -  Приобретая этот опыт?
    -  Да. Задача наших учителей – не забывать, для чего все это делается. Для того, чтобы
    человек нашел себя. Нашел свою дорожку. Свою форму мироощущения и воспроизведения всего, что он воспринял из этого  окружающего мира. Это очень важная деталь, которая упускается на самом начальном этапе в школе. Таблица Менделеева, - хорошо. Таблица умножения, - хорошо, Пушкин, - хорошо.

    А радугу нарисовать? Так каждый по-своему нарисует, правда?
    Да. Радугу человек передает не как феномен, а как состояние. Вот на это мало кто
    обращает внимание. А меня это очень занимает. Вот почему работая над этим материалом "Диалоги о Любви”, я больше занимаюсь философией этой темы, этой задачи, чем конструкцией ее. Конструкцию, я уже выстроил. Но, я вижу, она тоже рушится. И я ее должен корректировать. Я хочу построить то, чего не должен знать и ощущать зритель. Я иллюстрирую. И уходя от иллюстраций внешнего проявления передачи образа, я буду демонстративно передавать внутреннее проявление. Это должно на столько органично сочетаться, что появится идеальная форма. Как сочетать одно и другое, в каких пропорциях, чтобы в зале зритель сидел и ощущал не твое, что ты ему навязал, а чтобы он себя чувствовал. Чтобы тот узор на ковре в его видении совпал с моим представлением.

    Когда это происходит, для автора это является дорогим подарком. Достигается то, чего
    заранее не можешь и предположить. Запрограммировать это невозможно. Все происходит на интуитивном уровне. По этому нужно и раскрепоститься?

    Вот эти каноны, о которых я говорил, иногда нас сдерживают. Задача художника быть
    насыщенным всей информацией на столько, чтобы полностью от этих канонов отвязаться. Отстать. Чтобы появиться, подняться самому. 
                                                                                                        Беседу вела  Марина  Полякова.



    Источник: http://graallove-heart.3dn.ru
    Категория: Мои статьи | Добавил: Merlin (24.09.2012) | Автор: Марина Полякова E W
    Просмотров: 877 | Теги: Полякова, Дога, поэзия, муза, талант, любовь | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]